О проекте

Олег Елисеенков – поверить алгеброй гармонию

 

В лидеры шоу-бизнеса все чаще приходят не мальчики и девочки с музыкальным образованием, а выпускники технических вузов. За примерами далеко ходить не надо: химик Дима Колдун, зоотехник Дмитрий Кочаровский, выпускник БНТУ Иван Вабищевич (Дядя Ваня). Композитор Олег Елисеенков давно положил глаз на технарей. Теперь каждый год обязательно заседает в жюри вокального конкурса Белорусского национального технического университета, высматривает таланты. "Неужели есть математическая формула успеха на сцене", – спросил я у музыканта...

– Когда Колдун дошел до финала на "Евровидении" – это было просчитано?

– Продумано! В свое время я делал с Финбергом в Молодечно авторский концерт и предложил Михаилу Яковлевичу: "Давайте толкнем Колдуна на сцену с моей песней. Пусть попробует выступить перед двадцатитысячной аудиторией". Финберг – человек осторожный, он сомневался, а я все-таки Диму отправил на передовую. И у него получилось! Все остальное – "Фабрика звезд", "Евровидение" – было продолжением истории, начатой в Молодечно.

– А в БНТУ приметили уже талант, который бы взялись "толкать"?

– Там учатся 18 тысяч студентов – это примерно город размером с Воложин. Есть из кого выбирать! Несколько лет смотрю здесь конкурс песни, меня не перестает удивлять, что собирается полный зал людей, не имеющих музыкального образования. И реакция публики полностью совпадет с моей профессиональной оценкой. В этом году победила студентка первого курса автотракторного факультета Ольга Стрижеус – девушка довольно крупной стати. Похожа на певицу с Мальты, которая выступала на одном из прошлых "Евровидений".

– Может, ее в следующем году и отправим защищать честь страны?

– Она впечатлила меня во всех смыслах. Я бы как продюсер такую певицу послал прямо сейчас в Осло! После утонченных и стройных красавиц она покорила бы публику: у нее есть обаяние, хороший голос.

– Значит, точные науки утонченному творчеству не помеха?

– Казалось бы, технарям только рок подавай и "Ляписа Трубецкого". Ничего подобного! Оказывается, это люди, которые разбираются в музыке, могут отличить хорошее от плохого. Технический склад ума не мешает продвижению в искусстве. Может, не все знают, что в Средние века музыка относилась не к искусствам, это была точная наука. Помните, у Пушкина фразу в "Моцарте и Сальери": поверить алгеброй гармонию? В мелодии все подчиняется законам симметрии, математики. Поэтому если у человека, кроме таланта, есть аналитический ум, это делает его натуру шире. Напомню, что многие композиторы из знаменитой "Могучей кучки" не являлись профессионалами. Бородин, который написал оперу "Князь Игорь", был химиком, соратником и зятем Менделеева, выдающимся ученым, лишь в свободное от работы время писавшим гениальную музыку.

– А что такое вообще гениальная музыка? Вы как-то проговорились, что не любите хит "А я лягу-прылягу"...

– Большинство людей всегда признавали эту песню хитом. Но в какое-то время я так не думал – каюсь. Для меня хитами были "Богемская рапсодия" Queen, рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда". Я стилистически не воспринимал ничего иного. Но с возрастом перестал носить "стилистические" очки и с тех пор стараюсь понимать любую мелодию.

– Может, о качестве музыки должны судить не композиторы, а те, кто ее продает и покупает?

– Качество и продаваемость не всегда ходят рядом. Увы, мы осознаем ценность своих хитов в течение десятилетий. Когда песня сорок лет на слуху – тогда признаем: да-а-а, она классная! Это как фары ближнего и дальнего света. Так вот, мы светим только фарами ближнего света. Мол, давайте нам хит здесь и сейчас. А нужно понимать, что есть песни, которые светят далеко, а есть те, что светят близко. Есть песни, которые должны быть и хитами-однодневками. Без однодневок не будет сегодняшней эстрады. Помните хит Ханка "Потолок ледяной"? Ну вроде бы абсолютная однодневка, а вот прошло сорок лет с момента ее написания, она сто раз уже перепета, а кажется, что сочинена только вчера. Хотя, как бы мы ни рассуждали, очевидно, что вердикт выносит публика, голосуя рублем.

– Вот именно. Бесплатно поет только птичка. Что вы можете предложить девушке из БНТУ, чтобы она бросила автотракторную карьеру и перешла на большую сцену?

– Ко мне приходят и спрашивают: "А сколько стоит ваша песня?" Я всегда предлагаю сесть и поработать вместе. Может, я услышу ваш голос и буду вынужден еще заплатить, иметь удовольствие работать с таким великим гением, как вы. Хотелось бы найти артиста, которого бы не только приходилось тащить, но который был бы сам моторчиком – тогда ехали бы вместе с удвоенной скоростью. И тогда бы получались прорывы.

– Вы помогали Солодухе, Елфимову, ДиДюЛе пробиваться на сцену. И что же? Какая вам отдача?

– Александр как-то сказал мне: "Олег! Ты же делал то, чем теперь занимаются продюсеры". Но когда мы работали с Солодухой, еще слова "продюсер" не было.

– Как это называлось?

– А никак! Это считалось сотрудничеством певца и композитора. Между ними был посредник, который регулировал финансовые вопросы, – государство. У нас был замечательный тандем: "Песняры" и Игорь Лученок. Лученок ходил с песнями по ЦК, по радио, особенно в Москве, – тоже проталкивал.

– Я удивляюсь: почему же все вы, замечательные композиторы, не живете на проценты от своих звезд?

– Потому что законодательства о продюсерстве в советское время не существовало. А в наше время еще не сложилась традиция продюсирования.

– Как же? Есть продюсеры, они занимаются своими проектами.

– Но сложно сказать, зарабатывают ли эти продюсеры на своих артистах большие деньги. Однако эти люди должны быть немножко чокнутыми, думать в первую очередь о деле, а не о деньгах. Если думать только о прибыли, вряд ли что-то получится.

Текст: Виктор Корбут
Фото: Александр Ружечка
"СБ – Беларусь Сегодня"


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

прочитал и

+1
0
-1

Прочитал и несколько разочаровался... не в технарях, а в размышлениях маэстро. Местами бывает непонятно, какими именно критериями руководствуется О.Е. - крупной статью Ольги Стрижеус, или ее музыкальными данными? Опытом Финберга или химическим факультетом Колдуна? Весьма непонятны "стилистические очки", объединяющие Э.Л.Вебера с такими другими Queen... Из слов О.Е. получается, что если Бородин был технарем, значит ему подобало любить " рок и Ляпис Трубецкой"... Это словосочетание меня умилило больше всего! Оказывается персоны, получившие технич. образование- тоже люди... Небезынтересны рассуждения о Ханке и "Потолок ледяной". Надо думать, что Э.Хиль -какой-то физик( химик,строитель?) Раздел "А сколько стоит ваша песня" видимо взволновал бы налоговиков(цена?) и юных фанаток(посидеть рядом и приобщиться к творчеству...) Диалоги со звездами просто прекрасны. Много познавательного для непосвященных. Эйнштейн мог бы, оказывается, участвовать в шоу-бизе...Но где же алгебра, приводящая гармонию к реальным победам?

 

Абсолютно такие же ощущения

+1
0
-1

Абсолютно такие же ощущения от статьи как у ngoro. То есть, Пушкинское утверждение, взятое за основу статьи, не раскрыто. Аргументация отсутствует. Не работает на заголовок ни капельки. А Макаревич - архитектор. А я инженер-системотехник, а работаю декларантом. И что? Да так, ничего. "это делает его натуру шире" - больше тем для беспредметного трепа.
А тема есть и она интересна.

Алекс Дэвид ("Atlantica")[http://experty.by/node/285]:
— А знаешь, где мое экономическое образование мне пригодилось? В написании песен. Точно–точно. Вот там это работает. Часа в три ночи, когда весь дом спит, я сажусь к пианино и пишу музыку. А по сути ведь просчитываю мелодическую математику. Музыка — это математика. И с вероятностью на сто процентов я могу предсказать "хитовость" песни.

Сергей Пукст (лингвист, а также: композитор, аранжировщик, пианист, гитарист, журналист и пароход) [http://pukst.livejournal.com/?skip=40]:
Вот я сейчас подумал - серьёзно не думал об этом раньше, не хотел веріть, "Триумф воли" построен на нисходящей гармонии и поэтому стал хитом. Конечно тогда я об этом не думал, но теперь, когда чётко прочитывается слезодавильная технология Сьюзан Бойл (нисходящая гармония, неказистая внешность, очевидно любующиеся своей растроганностьью ведущие) я всё чаще наблюдаю сознательное технологичное использование этого приёма.

 

Не хочу обидеть людей,

+1
0
-1

Не хочу обидеть людей, написавших комментарии до меня, но отмечу, что по моему мнению вы излишне придирчивы к словам и увидели в них то, чего сказано не было и получился опять спор "физиков и лириков"))
Что меня заинтересовало по прочтению статьи, так это почему не слышно от господина Елисеенкова произведений уровня Queen или JC Superstar? Хотя может я просто не слышал. Буду рад ошибиться.

 

Егор Егорыч

+1
0
-1

Егор Егорыч! Мне понравилась формулировка вашего вопроса к О.Е. Особенно это актуально на фоне только-что закончившегося Евровидения... Нам бы постараться догнать Азербайджан, Грузию и Армению, - уже хорошо было бы.

 

Ngoro! Полностью поддерживаю!

+1
0
-1

Ngoro! Полностью поддерживаю! Сначала нам бы дома научиться писать хиты, чтоб из каждого угла слышно было)))

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net