О проекте

Олег Климов: "Не в ногу со временем"

 

Олег Климов о выдающемся белорусском джазовом пианисте, участнике золотого состава ансамбля "Песняры" Аркадии Эскине для газеты "СБ – Беларусь Сегодня": "Если и есть в мире прирожденные АРТИСТЫ с большой буквы, то им и был в полной мере Аркадий Эскин! С ним бывало нелегко, иногда просто невыносимо, но всегда-всегда очень и очень интересно."

Я хорошо помню тот день, когда в интернете появилось сообщение о смерти Аркадия Эскина. Позвонил знакомому журналисту, тот тускло подтвердил: "Да, правда". "Как же так, мы весной были на его концерте! Маэстро великолепно играл! Ну, возраст, понятно, но жару ведь давал!" – "Болел сильно. Нам с тобой повезло, что он решился на выступление". Нам всем повезло, что в Беларуси творил музыкант такого уровня. Родившийся в 1939 году в Харькове, он прошел длинный творческой путь. Школьником подрабатывал в ресторанной группе, в молодости набирался опыта в украинских, российских и грузинских коллективах (оркестр под управлением Леонида Утесова, ансамбль "Чанги" Гюли Чохели), и белорусский период – "Тоника", Виктор Вуячич, "Песняры", Государственный концертный оркестр Беларуси, трио Эскина, "Классик-джаз-бэнд".

В 2004-м джазовому пианисту, композитору, аранжировщику, педагогу Аркадию Борисовичу Эскину исполнилось 65. 12 августа 2006-го мастера не стало. О музыканте вспоминают его коллеги и ученик.

Бывший музыкант ВИА "Песняры" Борис Бернштейн любезно предоставил нам для публикации отрывок из своей интернет-книги "Боря Бернштейн – гость из Минска", в которой он рассказал и о своем друге:

"Где бы мы с ним ни находились в процессе гастролей, его всегда и в первую очередь интересовало то, что происходит в семье, в доме на улице Матусевича. Как жена, как девочки? Интерес этот усиливался по мере географического отдаления от семьи и постоянно проявлялся в бесконечных телефонных звонках и непрекращающихся поисках подарков, покупаемых с огромной любовью к этим дорогим для него людям.

Алик, как называли его родные, стал потихоньку открываться для меня все глубже и глубже, поражая своей непохожестью, непредсказуемостью, темпераментом – необычайной человеческой яркостью. Познать его настоящую глубину казалось невозможным, а вот прикоснуться – было радостью и наслаждением. Если и есть в мире прирожденные АРТИСТЫ с большой буквы, то им и был в полной мере Аркадий Эскин!

С ним бывало нелегко, иногда просто невыносимо, но всегда-всегда очень и очень интересно. Меня также сильно поражала дремавшая в нем пружина, готовая резко расправиться в нужный момент и в нужном месте. И именно в тяжелых жизненных ситуациях он проявлял себя как человек, на которого можно было положиться целиком и полностью, зная его поразительную способность придумывать во всем нестандартные решения.

В оригинальности же подхода к людям разных стран и национальностей ему не было равных. Убивая в Японии свое свободное время, я увлекся переговорами и заказами по факсу дефицитных у нас тогда товаров – хваленой японской техники. Заработки наши были вполне достаточными, чтобы позволить сделать приятное и себе, и своим родным. Мой смешной английский тоже оказался вполне достаточным, чтобы вести эти "весьма важные" деловые переговоры по факсу с человеком по имени Имамури-сан, давно занимающимся бизнесом с постоянно циркулирующими по Японии советскими артистами. Так я и получил в награду от Алика прозвище Пал-Секамыч, точно характеризующее мое тогдашнее увлечение.

Мы иногда даже пугались этой непривычной для нас японской щедрости, слабо разбираясь в тонкостях японского бизнеса. Мистер-сан шел на немыслимые уступки в ценах, и мы с Аликом, наконец, решили его отблагодарить. Идея была чисто эскинская. Вытащив из кармана замусоленные и неработающие наручные часы с цепочкой, найденные, вероятно, просто на улице, он попросил меня отослать их нашему японскому партнеру со словами:

"Уважаемый Имамури-сан! От всей души и в знак благодарности за наше замечательное сотрудничество посылаю Вам в подарок часы – антиквариат, доставшийся мне от моей бабушки. XVIII век, кажется. Пусть они напоминают Вам о нашей дружбе!" Восхищенный этим поступком японский ушлый бизнесмен сделал в ответ нам еще более громадные скидки на покупки, а также прислал турбозажигалку, всю в золоте и великолепного качества.

Владимир Ткаченко, музыкант Национального академического концертного оркестра Беларуси: "Есть люди, которые недооценивают вклад Алика в белорусскую музыку и забывают о том, в какие годы он начинал и какая судьба ему досталась. Если он не пионер, то – комсомолец советского джаза, тех времен, когда эту музыку разрешили и больше запрещать не стали. Глядя из наших дней, трудно себе представить, что за дорога ему выпала, со всеми ее поворотами и ухабами. И взлетами! Люди моего поколения должны помнить великолепный ансамбль "Тоника" – один из лучших джазовых коллективов Союза в 70-е. В той музыке, что исполняла группа, процентов на 60 все зависело от инструменталиста, от умения импровизировать. И Эскин – пример в этом смысле, на концертах он давал волю полету мысли, воображения, вдохновения. Алик разбирался и в современных течениях, где многое шло от аранжировок, но на выступлениях доверялся только своему чутью! Не обязательно идти в ногу со временем, найти себя – вот что главнее. Я его называю "солнечный человек". Все начинали улыбаться, когда он появлялся – светлый, теплый, яркий, сеющий доброту, создающий радостную атмосферу, жизнелюбивый. Наш учитель".

Роман Козырев, музыкант Белорусского государственного ансамбля "Песняры": "Эскин входил в один из золотых составов "Песняров", что говорит о том, какого уровня это был исполнитель: Мулявин абы кого к себе не приглашал. При нем композиции ансамбля наполнились импровизационной легкостью, джаз-фолком, арт-насыщенностью какой-то. Влияние и его, и Бориса Бернштейна, и Владимира Ткаченко на творчество коллектива тогда было очень велико.

Я не берусь сказать за весь мир, но в масштабах Беларуси Аркадий Борисович, несомненно, великий музыкант. В университете культуре он был моим педагогом – я учился по специальности "Эстрадное фортепиано". Его манеру преподавания я бы назвал "непосредственное общение". Он делился тем, что к нему пришло с опытом, а не от нот: понятно, что их и так нужно было изучать. Не объяснял очевидные факты, не говорил о ладах и гармониях с видом умудренного профессионала. Замечания у него всегда были очень тонкими, житейскими, основанными на эмоциях. Абсолютно не пафосный, не чопорный. При возникновении споров между студентами и преподавателями частенько занимал нашу позицию, открыто не вступая в конфликт с коллегами. Он доверял нам, принимал сторону творчества. Не ломал людей, не навязывал им свое мнение, а что-то мягко советовал, к каждому находил свой подход".

Оригинал публикации на сайте "СБ – Беларусь Сегодня".

Об авторе:

Родился 24 декабря 1964 года в Ленинске (Байконур), Казахстан. В 1988 окончил филиал "Восход" Московского Авиационного Института, в 1988-93 годах работал на минском заводе вычислительной техники им. Орджоникидзе. Затем два года занимался частным предпринимательством. В журналистике с 1995 года. С 1997 – редактор отдела российской и белорусской музыки в "Музыкальной газете", член редколлегии. С 1999 и до закрытия в конце 2007 – бессменный шеф-редактор газеты. С 2003 по 2009 – шеф-редактор журнала "HOT 7". С 2008 – один из экспертов музыкального интернет-проекта "Experty.by". Колумнист газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2009-2010), сайта "Белорусские новости" (2010), музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2010). Автор большого количества рецензий на диски, концерты и публицистических статей. В 2006-2007 годах выступил в качестве одного из ведущих белорусского телевизионного отборочного тура всемирного конкурса "The Global Battle Of The Bands".


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net