О проекте

Внештатный эксперт Е.Долгих: B_Side "Smooth Season"

 

Евгений Долгих о дебютном альбоме группы B_Side: "Они создали в чем-то и свой собственный саунд – явно трип-хоповый, но на грани электроники и акустики, не перегружая его ни сэмплами, ни электрическим хаосом, как это часто бывает у начинающих в электронной музыке".

И все-таки мы живем в стране непуганых чудес. Не буду говорить про экономику, про образование и все прочее – но вот что касается музыки, то Беларусь, это чистый, нетронутый заповедник почти в центре Европы. С равным успехом мы могли бы существовать и на Марсе (иногда в самом деле кажется, что наша страна находится в культурном смысле где-то на острове ровно посреди Тихого океана) – все, что происходит в мире музыки за пределами нашего болотца в последние 30 лет, абсолютно не интересует 99% местной публики. Вот такой парадокс – слушают, но не интересуются.

Могу судить об этом хотя бы на примере людей моего и следующего поколений – от 55 до 40. Вроде бы старым пнем (или mouldy fig – есть и такое шикарное английское выражение) человека в таком возрасте еще называть рановато, но если этот тип, как и в 16 лет, "лююююбит мууууузыку", тащится от неизменных Deep Purple или "Машины Времени", но даже не слышал такого названия – Radiohead – то он, таки да, старый пень, ничего другого сказать не могу. Или не говори, что действительно любишь музыку, или черт тебя побери, ИНТЕРЕСУЙСЯ ЕЙ!!! И если вы думаете, что комьюнити 25-35-летних сильно отличается в массе от моего поколения mouldy fig – то вы, наверно, заядлый меломан и ботаник – оглянитесь вокруг, сфокусируйте зрение почетче и подальше… сами увидите, что "нет повести печальнее на свете". (И пример Radiohead – это самый навязший в зубах, я уж и не заикаюсь про Девендру Банхарта или группу 16 Horsepower).

Значит, так. Сижу я, выслушиваю B_Side, параллельно читаю рецензии и отзывы, и… нет сил, как говорится, сдержать слезы. Бедный, бедный трип-хоп. То есть ТАМ-ТО он отнюдь не бедный (один поистине культовый Massive Attack чего стоит!), а вот у нас… тяжело ему придется у нас. А ведь B_Side проделали, насколько я могу слышать, грандиозную работу – они фактически в одиночку за пару лет (раньше это была группа Rostra, поющая серенький никакой арт-рок) восприняли огромный пласт музыки и выдали альбом, за который не может быть стыдно нигде… опять же ТАМ. А здесь… здесь почти все, кто высказывается об этом альбоме, противоречат друг другу. Это доказывает только то, что они или НЕ УСЛЫШАЛИ эту музыку или не соотнесли свои ощущения со звуками. Одни утверждают – это классический трип-хоп, другие – это смесь разных смежных жанров, кто-то восхищается аранжировками и вокалом, а их оппоненты сетуют на якобы убогость тех же аранжировок и манеры пения. Короче, господа, надо бы как-то определиться – нравится там или не нравится – это ладно, но когда идет такой разброд и шатание, как у вас, то что-то явно неладно "у музычных галовах…".

B_Side, разумеется, не играет классический трип-хоп начала 90-х. Да его нынче почти никто не играет в том, первозданном виде – ни Portishead, ни Massive Attack, и это совершенно нормально. Жанр развивается, смешивается с другими и электронными и акустическими направлениями – в итоге мы имеем наверно самую живую и развивающуюся музыку XXI века. Правда, в нее надо въехать – а сразу это сделать трудно – если голова до отказа забита хардом, панком, говнороком, артом, джазом, блюзом, прогрессивом, гранджем и проч. и проч. музейными звуками. B_Side сами смогли разобраться, разложить все по полочкам, и собрать в итоге что-то СВОЁ – честь им и хвала уже только за такое достижение! Но этого мало – они создали в чем-то и свой собственный саунд – явно трип-хоповый, но на грани электроники и акустики, не перегружая его ни сэмплами, ни электрическим хаосом, как это часто бывает у начинающих в электронной музыке. И в-третьих – вокалистка Настя Карповская не побоялась петь трип-хоп по-белорусски, и здесь мы видим еще одну удачу – 100% попадание и образное и даже фонетическое. Белорусский язык просто лег уже чисто в музыкальную стилистику – он тут звучит не хуже английского. (Кстати еще одно такое фонетическое совпадение белорусского языка с совершенно чужой музыкой я недавно наблюдал у Алеся Камоцкого, когда он положил свои песни на мотивы босса-новы).

Я подробно прослушал весь подряд альбом "Smooth Season" – сразу хочется отметить очень разнообразные виртуозно "собранные" аранжировки, особенно если учесть, что это первый проект коллектива. Чувствуется серьезная работа и особенно я рад за чувство меры, которое есть у музыкантов – они не поддались на соблазн "расцветить" свои сочинения всякими "рюшечками" и "примочками" – все сбалансировано и выдержано стилистически абсолютно точно. Это, кстати, ввело в заблуждение некоторых рецензентов – привыкнув к яркой, агрессивной, расцвеченной музыке, весьма легко не заметить сразу всех тонкостей минималистических аранжировок, рассчитанных на камерный, но оркестровый саунд, с параллельно идущими разнообразными мелодическими и ритмическими линиями. Повторюсь, что порадовало действительно больше всего, так это тонкость, изящность и одновременно изощренность самой музыкальной ткани. Браво! За такое не жалко и 10 баллов. Во всяком случае, этот элемент у группы почти во всех вещах точно не хуже, чем у большинства зарубежных аналогов, гарантирую.

В чем вижу единственную ИМХО проблему у B_Side, так это с манерой пения. Голос у певицы сам по себе интересный, и она не выпадает из образа, но – голос очень "зажатый", я бы даже сказал, какой-то придавленный. Создается впечатление, что Настя Карповская просто боится или не хочет "отпустить его на волю". Возможно, она считает, что в трип-хопе голос не должен "летать" – но, ей-богу, рядом пример Бет Гиббонс из тех же Portishead – и ведь она поет негромко, но оооочень динамично, выпукло, напряженно – порой ее вокал просто начинает звенеть изнутри, переливаться, плыть.... И Насте явно нужно что-то делать со своей манерой пения – больше динамики и тембральных изысков не повредит. Впрочем, вот тут в отличие от известной поговорки лучше "недобдеть, чем перебдеть" – я Настю хорошо понимаю… стоит чуть-чуть потерять чувство меры и можно "слететь" из изысканного интеллектуального трип-хопа сразу куда-то в дискотечный саунд. Поэтому наверняка вокал заслуживает никак не меньше 8 баллов. (Лучше всего ИМХО спета песня "Ветры" - здесь уже и развитие, и напряжение постоянное есть). Да, кстати, и тексты песен – это то, что у B_Side тоже на удивление на уровне. Имена авторов ничего мне, к сожалению, не говорят, но они производят самое положительное впечатление – не перегружены, минималистичны под стать музыке, достаточно абстрактны и продвинуты, но "со смыслом". Тоже твердая "восьмерка".

У дебютного альбома B_Side есть еще одна интересная особенность. Он подчеркнуто интеллектуальный по текстам, по вокалу, аранжировкам, но в целом выдержан в очень клубном, почти лаунжевом саунде. И такая гармоничность и двоякость - это совершенно правильно. Конечно, трип-хоп – не поп-музыка. Он ей и не должен быть, но все-таки ИНОЕ его восприятие совсем не исключается. Хотите примеры? Полюбопытствуйте, поищите концертники тех же классиков жанра – Portishead и Massive Attack. Вы вполне найдете и стадионные концерты с сотней тысяч слушателей, которые… правильно – в том числе и ТАНЦУЮТ! Поэтому обвинение в занудстве, монотонности и неэмоциональности трип-хопа – это какое-то наше местное извращение – боюсь, что обвинители в этот стиль специально попросту и не вслушивались… не больше двух-трех треков случайно где-нибудь когда-нибудь левым ухом.

Простите, музыканты B_Side, но я просто вынужден требовать уважаемую публику, чтобы она послушала внимательно не только вас, а (кроме Portishead и Massive Attack) хотя бы такую современную электронщину и околоэлектронщину, как DJ Krush, Amon Tobin, Red Snapper, Morcheeba, Brian Ino, Martina Topley-Bird, DJ Spooky, Bjork (да-да, и ее обязательно!). Потом уже можно будет всем желающим сравнивать и говорить СОДЕРЖАТЕЛЬНО! Это же не не пост-панк и не хард-рок в конце концов, которые звучат у нас изо всех щелей… Кстати, B_Side вовсе не теряется на фоне большинства вышеперечисленных грандов. Наша группа усвоила главный принцип жанра продвинутой электронной музыки если не на отлично, то на железное "очень хорошо" - минимализм плюс отчаянное чувство меры плюс полиритмия и "полифантазия".

А вот что группа B_Side сделала совершенно напрасно – разместила на своем сайте предисловие (или послесловие) к альбому, написанное в худших традициях (псевдо)музыкальной журналистики. Дорогие мои, ну поверьте хотя бы на слово (доказать не могу, но давно знаю) – нельзя писать всерьез о НОРМАЛЬНОЙ музыке ТАКОЕ: "Што ж дапаможа выгнаць з душы адчай i настроiцца на хвалю станоўчых эмоцый i знайсцi сiлы ствараць, а не плакацца i сядзець у бяздзейнасцi? ... Пад такую музыку адпачываеш i адначасова набiраешся сiл, задумваючыся аб тым, у чым каштоўнасць менавiта твайго жыцця…" и т.д., и т.п. Подобные слова по-хорошему годятся только для лекции, предваряющей коллективный сеанс музыкотерапии в кабинете у психотерапевта (такое сейчас на Западе очень модно). В любом другом случае каждый адекватный меломан, прочитав это, вздохнет с досадой, мол, опять втюхивают нечто душе-спасительное и кармо-целительное. А ведь ваша музыка – это вовсе не благостный карамельный нью-эйдж и не христианский рок – она никого никуда не зовет и не тащит. Она действительно хороша – не надо ее портить такими словами!

Знаете, что должна вызывать музыка у человека – любая правильная музыка независимо от жанра, если это конечно, не дискотека? Она должна вызывать катарсис – то есть личное душевное очищение (спасение и религия здесь ни при чем – это просто буквальное очищение души… хорошая музыка берет вас за шиворот, встряхивает и заставляет посмотреть внутрь – на самого себя). А если мы будем считать, что музыка служит для того, чтобы "набiрацца сiл i настройвацца на хвалю станоўчых эмоцый", то извините, это уже получается не музыка, а какой-то хороший обед с сексом – вот после них действительно можно получить и силы и эмоции! В общем, если после музыки вам хочется расправить плечи, дать какому-нибудь мерзавцу в морду и пойти дружно строем вперед, к светлому будущему – это неправильная музыка. А если вам после (и во время музыки – это тоже важно) хочется закрыть глаза, сесть прямо там, где стоите и немедленно забыть обо всем на свете – хотя бы на пять минут – это правильная музыка! Как у B_Side.

Оценка: 9 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПОСЛУШАТЬ ЕГО вы можете здесь

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

B_Side

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

;)

+1
0
-1

У B_Side и перечисленных DJ Krush, Amon Tobin, Red Snapper, Morcheeba, Brian Ino, Martina Topley-Bird, DJ Spooky, Bjork(исключение - разве что Red Snapper) есть одно массивное различие, очень заметное тренированному слушателю. Вышеперечисленные зарубежные коллективы целиком и полностью базируют свою музыку на сэмплах и лупах, неважно, взятых ли со старых пластинок или сыгранных живыми музыкантами, специально приглашенными в студию. Такой способ творчества получил название "сэмплоделика". Трип-хоп - это музыка ди-джеев, людей с мышлением, отличным от оного у живых инструменталистов. Ди-джей обычно из кучи звукового материала, часто представляющего из себя просто бессвязную импровизацию выискивают наиболее удачные моменты, а потом работает с ними, порой изменяя до неузнаваемости. Наши же соотечественники - в первую очередь - хорошие живые инструменталисты и это слышно по их музыке. Она абсолютно "живая" по складу, но умело стилизована под "трип-хоп". И дело тут не во вкусе и не в минимализме... Тру-трип-хоп - это как коллаж из кусочков, а музыка В_SIde - как картина или фотография.

 

зри в корень...

+1
0
-1

"стилизована под трип-хоп" - это что за зверь такой в итоге? разве не тот же самый трип-хоп? важен не способ достижения результата - важен сам результат.

уже давно нет таких музык как "тру-трип-хоп" или "тру-рок", тру-джаз" и тэдэ... последний альбом Massive Attack такой же "живой", как и B_Side. DJ Spooky и DJ Krush работают с живыми музыкантами на пару... и других примеров полно, когда все мешается в доме Облонских... пресловутая "сэмплоделика" отлично сочетается с живой электроникой и акустикой. повторюсь - важен именно РЕЗУЛЬТАТ!

 

TУ СПАРКИ

+1
0
-1

Уважаемый респондент! В числе верно сказанного Вами встречаются досадные перехлесты. Морчиба это концертирующий, инструментально упакованный коллектив, где все очень четко знают, в какой момент работает живье, и когда его поддерживают лупы. Не упрощайте, пожалуйста. Это же касается всего трип-хопа как такового. В трип-хопе самым важным является фактор укачивающей (убаюкивающей) динамики пьесы (песни). При этом вне всякого сомнения играет большую роль ритм-секция с голосом(тембр, дыхание, интонации и даже некоторое отсутствие пронзительности). Так вот это у обсуждаемой группы очень соответствует тру-трип-хопу. Могу поговорить об этом детальнее, но пока пойдет и так.

 

таки да.

+1
0
-1

Результат в данном случае больше напоминает CAN или Stereolab - очень крутые и влиятельные группы и тоже "убаюкивают" и мантры поют. Т.е. краут рок, или как то так. Все таки не хватает пока что именно электронного взгляда, чтоб как Мэссив, взять целый кусок готовой вроде бы музыки, порубить его как капусту на сэмплы и микшировать как душе угодно. В чем свежесть взгляда электронщика? Ему плевать, какой гениальный пассаж выдал гитарист, он взял этот пассаж, загрузил в сэмплер, дунул дури, и давай извращаться. В итоге - свежий взгляд на майон... на МУЗЫКУ ПОЛУЧАЕЦЦА. А живые музыканты потом это разучивают и играют на концертах. Исключение есть, и из всех тут приведенных - это группа Red Snapper, которая ни разу не трип-хоп. В основе музыки остальных групп стиля трип хоп именно описанный мной способ творчества. Morcheeba, Portishead(новый альбом которых тоже ближе к экспериментальному року, кстати:), Massive Attack, Tricky - весь канонический бристоль-саунд - это проекты ди-джеев и студийных крыс с сэмплерами(множество интервью есть где они сами об этом говорят). А на концертах, да, живьем всё, приятно слушать.

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net